Родом из Пензы: как устроены самовзлетные планеры

Планерный аэродром «Щекино». Просто ровное поле со скошенной травой. Похожий на какое-то странное насекомое польский самолет PZL-104 Wilga неутомимо таскает за собой планеры, чтобы в вышине отцепить трос и оставить планериста наедине с его пилотажными навыками. Но сейчас «Вильге» положен небольшой отдых. Только вот уши стоит поберечь: шум просто адский…
Рев исходит от совсем крошечных турбореактивных двигателей, выдвинутых из фюзеляжа планера позади пилотской кабины. Временами сопла даже изрыгают язычки огня. Без буксировщика, без лебедки, без какой-либо посторонней помощи планер разбегается и взмывает в небо. Затем делает несколько эффектных проходов с креном прямо над летным полем. Двигатель по‑прежнему работает. И только несколько минут спустя рев смолкает, и планер наконец-то начинает бесшумно парить под серыми облаками, в просветах между которыми виднеется бледно-голубое небо. Посмотреть на полеты реактивных планеров нас пригласил Сергей Рябчинский, президент Федерации планерного спорта России, пилот-инструктор, руководитель планерного клуба «Щекино». «Идея самовзлетных планеров не нова, — говорит Сергей. — Мотопланеры строил еще Олег Константинович Антонов. Однако планеры AC-4−115 Jet — это само по себе очень интересное техническое решение, возможно, шаг на пути создания реактивных самолетов сверхлегкого класса».
Легко взлететь — легко вернуться
Планеры AC-4−115 разработаны в пензенском КБ «Авиастроитель» (главный конструктор — Владимир Федоров). Число 115 — это масса летательного аппарата. AC-4−115 вписываются в весовой лимит, без превышения которого планеру (или самолету) не требуется свидетельство летной годности (получение такого свидетельства, аналогичного документу о прохождении техосмотра, обходится в значительную сумму). Нет необходимости регистрировать борт. Пилот не обязан получать пилотское свидетельство и проходить медкомиссию. Эдакий «самокат» в мире авиации. Но тем не менее это вполне полноценный планер, который пензенцы решили сделать еще и самовзлетным.
Силовая установка: 2 ТРД JetCat P300 Pro с тягой 30 кгс каждый
Расход топлива на максимальном режиме: 1,2 л/мин каждый
Объем бака: 40 л
Время запуска и выхода на режим: около 1,5 мин
Запуск в воздухе возможен до высоты 2500 м при скорости 100−120 км/ч
Интервал обслуживания ТРД: 25 моточасов
Цена обслуживания: 350 евро без учета логистики
Средний расход топлива при наборе высоты 800−900 м: 8 л
Средняя скороподъемность: 5 м/с на номинальном режиме работы двигателей при скорости 110−120 км/ч
Максимальная скороподъемность: 8 м/с
Полет на одном двигателе возможен при скорости 110 км/ч и скороподъемности 1−1,5 м/с на номинальном режиме работы двигателя
Стоимость взлета и набора высоты 800 м: около 1000 руб. с учетом стоимости обслуживания после наработки 25 моточасов
Планер состоит полностью из углеткани
Конструкция планера разработана Владимиром Егоровичем Федоровым, производится аппарат на пензенском предприятии «Авиастроитель»
«Узким местом развития планеризма является буксировка, — рассказывает Николай Тугушев, генеральный директор уже упомянутой компании «Авиастроитель» из Пензы, — она требует дополнительных затрат и не всегда доступна. Насколько облегчится жизнь владельца планера, если он привезет свой аппарат на аэродром, заправится, сядет в кабину и взлетит! Есть у планеристов и еще одна проблема. В принципе планер, оказавшийся на высоте, может летать очень долго, буквально часами, если пилоту удается оседлать восходящие потоки воздуха. Но бывает и иная ситуация. Планеристу нужно совершить посадку, а, как назло, ветер дует не в ту сторону, и, хотя планеры обладают высокими показателями аэродинамического качества (то есть теряют высоту достаточно медленно), до аэродрома дотянуть удается не всегда. Какой выход? Внеаэродромная посадка, которая может закончиться серьезной поломкой планера (который весьма недешев) и, что еще хуже, травмами для пилота. А вот двигатель на борту всегда подстрахует, даст возможность разогнать аппарат, подняться на безопасную высоту и долететь до аэродрома».

18.01.2020

Другие наши анонсы